Расширены возможности граждан и организаций в сфере электронного взаимодействия с органами власти
Отменены ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с государственными и местными органами (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 263-ФЗ). Так, установлено два основных правила:
- органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять информацию в бумажном или электронном виде по выбору заявителя. Исключение составляют случаи, когда конкретный порядок предоставления документов, не оставляющий места для усмотрения, установлен нормативными актами;
- необходимая информация может быть представлена заявителем как в форме бумажного документа, так и в форме электронного, подписанного электронной подписью (вид электронной подписи не уточняется). При этом предусмотрено аналогичное исключение.
Такой же порядок установлен и для взаимодействия с организациями, осуществляющими публичные полномочия (ими могут быть, например, некоторые бюджетные учреждения).
Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", он дополнен ст. 11.1. Поправки претерпели и отраслевые законы.
К примеру, предусмотрена возможность направления предпринимателю акта проверки в рамках государственного контроля (надзора) в форме электронного документа. Он будет подписан усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт. Это будет возможным, если организация или ИП выразила согласие на взаимодействие именно в таком порядке. Возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений, а также документы для их обоснования также могут быть направлены контролирующему органу в электронном виде.
Узнайте, как правильно вести себя во время проверок, из "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступЗакреплена и возможность электронного взаимодействия при оформлении лицензии. В электронной форме можно будет:
- подать заявление и сопутствующие документы на получение специального разрешения;
- получить подтверждение их поступления в лицензирующий орган в виде копии описи с отметкой о приеме;
- узнать о недостатках оформления заявления или недостающих документах, если такие нарушения были допущены заявителем;
- оформить лицензию в электронной форме (она будет подписана усиленной квалифицированной электронной подписью);
- направить заявление о переоформлении лицензии.
Поправки вступят в силу в начале января 2016 года.